Современные теории менеджмента

Современные теории менеджмента

Классификаций теорий менеджмента существует большое множество. На современном этапе пользуется наибольшей популярностью классификация теорий управления по наиболее активно применяемым школам управления.

Что касается основных теоретических моделей, из которых вышли все современные теории менеджмента, то их выделяют всего четыре.

  1. Научная
  2. Классическая
  3. Психологическая
  4. Количественная

Научная теория управления предполагает наличие в организации специального органа, ответственного за менеджмент. Иными словами, в компании обязательно должен быть руководитель и отдельная должность для него. И чем сложнее предприятие, тем больше становится управленческий аппарат. Основными задачами управленцев в рамках научной теории менеджмента являются анализ физического труда, выработка наиболее рациональных моделей на основе достижений научного прогресса. Научная школа менеджмента находилась на пике своей популярности в начале 20 века и является родоначальником ряда современных теорий, которые переняли у нее мысль об обязательности управленческого аппарата в любой организации.

Классическая школа менеджмента выступает приемником научной теории. Ее период популярности приходится первую половину 20 века. Основные принципы классического (административного) подхода в управлении можно описать следующим образом: разделение труда, жесткая иерархия в управлении (управление сверху вниз), принцип одного руководителя (один сотрудник не может подчиняться нескольким начальникам), нормы менеджмента (каждому руководителю можно дать в подчинение не больше определенного числа работников). Эти принципы актуальны и по сей день, но современные теории дополнили их значимостью личности и социальной составляющей коллектива.

Следующим эволюционным шагом и вкладом в современные теории менеджмента стали основы человеческих отношений с азами психологии. Главным аспектом этой школы менеджмента является признание человеческого фактора. Последователи этой теории уделяют особое внимание социальной и психологической составляющей роли руководителя и подчиненного, а психологический климат в коллективе возводится в ранг основного фактора успешности всего предприятия.

Вместе с развитием таких наук, как математический анализ, статистика и теория систем, стал возможен новый этап в осознании теорий управления. Одна из последних школ менеджмента – количественная. Она рассматривает социальную структуру предприятия как открытую систему, способную меняться и развиваться с изменением внутренних и внешних условий. Каждый элемент этой системы имеет свои собственные цели и задачи. Эта теория отличается наиболее комплексным подходом.