Дерево целей в менеджменте

Дерево целей в менеджменте

Как и жизнь человека, существование организации носит цикличный характер. Ежемесячные платежи по счетам, ежемесячное планирование показателей, открытие торговой точки в указанное время каждого дня и так далее. Не исключение и жизнь менеджера, который управляет организацией.

Цикличные структуры сложны для нашего восприятия, а для достижения результатов нужны цели. Их цикличными не назовешь.

Цель – это ожидаемый результат, для достижения которого необходимо предпринимать определенные действия. Цель часто путают с задачей. Но задача – это теоретическая модель действия, которое необходимо совершить для достижения непосредственно цели.

В менеджменте цели характеризуются такими параметрами как:

  • конкретность,
  • измеримость,
  • достижимость,
  • обеспеченность,
  • привязка ко времени.

Цели разделяют на конечные и промежуточные.

Построение дерева целей в менеджменте

Для достижения главной цели применяется декомпозиция (разложение) на цели низшего уровня (подцели). Наглядность этого процесса можно описать графом, в вершине которого будет располагаться главная цель, а в качестве подчиненных связей – подзадачи. Каждую подзадачу также можно разделить на меньшие составляющие. Деление на подцели следует производить до требуемого уровня целей, которые можно будет решить постановкой одной конкретной задачи.

Граф имеет древовидную структуру, за что он и получил название «дерево целей».

Описываемые вершины графа (цели и подцели) должны иметь такие свойства, как соподчиненность и соотносительная важность.

Применение дерева целей

Дерево целей в менеджменте применяется при планировании объемных и масштабных действий предприятия. Так, к примеру, граф целей потребуется при планировании работ, в которых будут участвовать несколько структурных подразделений.

Для расстановки приоритетов конечных целей применяют такой признак, как коэффициент значимости цели. Этот показатель выражает в процентах или долях, и определяет, в каком объеме будет достигнута цель вышестоящего уровня, если данная подцель будет выполнена полностью.

Таким образом, руководство компании при правильном расчете коэффициентов значимости целей может правильно расставить приоритеты и распределить имеющиеся ресурсы на выполнение поставленных задач. В противном случае существует опасность того, что ресурсы будут распределены неверно, а второстепенным задачам уделено слишком много сил в ущерб решению главной.